Предыдущая Следующая
460
чиво. Склеивание и унификация этих впечатлений в единый образ — результат
вторичных психологических операций, не свободных от влияния художественного
опыта.
Таким образом, слишком смело утверждать, что художественное и нехудожественное
моделирование человеческой личности имеют вечные, статически
противопоставленные признаки, которые могут быть имманентно описаны вне их
взаимной соотнесенности. Духу мысли Тынянова, как кажется, более будет
соответствовать представление о них как о динамической, взаимно соотнесенной
системе, постоянство которой заключается во взаимном отличии, а функция — в
периодической агрессии через разделяющую их границу в структуре культуры. В
эпоху Пушкина именно литературным повествовательным текстам приписывались
свойства большей организованности и упорядоченности, чем та, которая
свойственна потоку жизни:
И поэтического мира
Огромный очерк я узрел,
И жизни даровать, о лира!
Твое согласье захотел.
Разрушая плавность и последовательность истории своего героя, равно как и
единство характера, Пушкин переносил в литературный текст непосредственность
впечатлений от общения с живой человеческой личностью. Только после того, как
онегинская традиция вошла в художественное сознание русского читателя как
своего рода эстетическая норма, стало возможным преображение цепи мгновенных
видений автором героя в объяснение его "характера — непосредственное
наблюдение повысилось в ранге и стало восприниматься как модель. Одновременно
жизни стали приписываться свойства простоты, цельности, непротиворечивости.
Если прежде жизнь воспринималась как цепь бессвязных наблюдений, в которых
художник, силой творческого гения, вскрывает единство и гармонию, то теперь
бытовое наблюдение приравнивалось утверждению, что человек прост и
непротиворечив; поверхностный наблюдатель видит рутинное благополучие и пошлое,
обыденное единство там, где художник вскрывает то, «чего не зрят равнодушные очи»
(Гоголь), — трагические разрывы, глубинные контрасты.
«Евгений Онегин» знаменует момент равновесия этих двух тенденций. Это
подразумевало не только приписывание литературе свойств жизни, конец
пушкинского романа: приложив столько усилий к тому, чтобы финал «Онегина» не
напоминал традиционных описаний «при конце последней части», Пушкин вдруг
приравнивает Жизнь (с заглавной буквы!) роману и заканчивает историю своего
героя образом оборванного чтения:
Блажен, кто праздник Жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел Ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим (VI, 190).
___________________
1 Баратынский Е. Поли. собр. стихотворении. 1936. Т. 1. С. 188.
461
Поэт, который на протяжении всего произведения выступал перед нами в
противоречивой роли автора и творца, созданием которого, однако, оказывается не
литературное произведение, а нечто прямо ему противоположное — кусок живой
Жизни, вдруг предстает перед нами как читатель (ср.: «и с отвращением читая
жизнь мою»), то есть человек, связанный с текстом. Но здесь текстом оказывается
Жизнь. Такой взгляд связывает пушкинский роман не только с многообразными
явлениями последующей русской литературы, но и с глубинной и в истоках своих
весьма архаической традицией.
Мы любим, говоря о Пушкине, именовать его родоначальником, подчеркивая тем
самым связь с последующей и разрыв с предшествовавшей ему эпохой. Сам Пушкин в
творчестве 1830-х гг. более был склонен подчеркивать непрерывность культурного
движения. Резкое своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» лишь
подчеркивает его глубокую двустороннюю связь с культурой предшествующих и
последующих эпох.
Анализ внутреннего мира пушкинского романа в стихах убеждает, что это
произведение скрывает в себе в потенциальном, «свернутом» состоянии последующую
историю русского романа. Поэтому каждый новый шаг в развитии художественного
опыта русской литературы раскрывает нам новые идейно-художественные аспекты,
объективно в романе содержащиеся, но выявленные лишь позднейшим художественным
зрением. Уже поэтому не следует надеяться на «окончательное» решение проблемы
«Евгения Онегина». Мы можем лишь идти, приближаясь к цели. Дойти до нее, пока
роман остается для нас живым явлением культуры, видимо, невозможно.
Но если «Евгений Онегин» — скрытая в зерне будущая история русского романа, то
одновременно он и концентрированный итог предшествующего художественного
развития (сознательной ориентации Пушкина соответствовал именно этот аспект).
Таким образом, можно сделать вывод, что противопоставление внутритекстового
анализа историческому в данном случае оказывается мнимым: исторический анализ
отношения «Евгения Онегина» к предшествующей и последующей традиции с такой же
неизбежностью приводит нас к необходимости исследования текста как такового, с
какой внутритекстовой — к неизбежности изучения внетекстовых исторических
связей.
Только в пересечении этих двух перспектив мы можем найти ворота в
художественный мир «Евгения Онегина». Предыдущая Следующая
|