Предыдущая Следующая
322
в памяти
Робеспьера. Мысль о том, что к свободе можно вести насильственно, не была чужда
некоторым из декабристов.
Несмотря
на хлад убийственный
Сограждан <к> правам <своим>
Их от бед спасти насильственно
Хочет пламенный Вадим. 1
Если мы
зададимся целью определить отношение Пушкина южного периода к Марату и
Робеспьеру, то, несмотря на чрезвычайную скудность данных, можно сделать
некоторые, быть может не лишенные интереса, наблюдения.
Отношение Пушкина к Марату недвусмысленно отрицательно. Он «палач уродливый»,
«апостол гибели» (II, 174; ср. прямо противоположную оценку Руссо,
приблизительно в то же время: «апостол наших прав»). Отношение к Шарлотте Корде
восторженное.
Мы настолько привыкли приписывать деятелям прошлого наши сведения и точки
зрения, что на основании прославления Пушкиным Шарлотты Корде приписываем ему
отрицательное отношение к якобинскому этапу революции в целом. Так, П. Щеголев
писал: «Для П<ушки>на Р<обеспьер> (так же, как и Марат)
представляется воплощением стихии революционного террора»2. Однако вопрос о
том, отождествлял ли Пушкин на юге Марата и Робеспьера, более сложен.
Прославляя Шарлотту Корде, Пушкин вряд ли мог забыть слова, которые он слышал в
лицее от такого авторитетного для него, не находящегося под гипнозом
исторических исследований, свидетеля, как родной брат Марата. Позже Пушкин
вспоминал о Будри: «Он очень уважал память своего брата и однажды в классе,
говоря о Робеспиере, сказал нам, как ни в чем не бывало: c'est lui qui sous
main travailla 1'esprit de Charlotte Corday et fit de cette fille un second
Ravaillac» (XII, 166; «это он тайком обработал ум Шарлотты Корде и сделал из
нее второго Равальяка» — франц.).
В этом смысле представляется примечательным то, что если в «Андрее Шенье»
прославление «девы-эвмениды» сопровождается осуждением и Марата, и Робеспьера,
то в стихотворениях южного периода имя Робеспьера в этом контексте не
упоминается ни разу. А между тем Пушкин, напряженно размышлявший в эти годы о
Французской революции, не мог не думать о Робеспьере. Пушкин перечел на юге
Руссо3, видимо, читал и цитировал Сен-Жюста4.
Очень показательны! наблюдения над портретными зарисовками Пушкина. Портрет
Марата нарисован летом 1821 г.
в окружении Лувеля и Занда (под рисунками подписи: «Marat, Sand»)5. Смысл этого
рисунка ясен: Марат — тиран, а Занд и Лувель — тираноубийцы. Психологическая
связь рисунков очевидна в свете стихотворения «Кинжал». В совершенно ином ряду
появляется профиль Робеспьера в одесских черновиках: его окружают Мирабо и
______________________
1 Рылеев К. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 441 (курсив мой. — Ю
Л.).
2 Путеводитель по Пушкину // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М.; Л., 1931. Т. 6.
С. 313.
3 См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., I960. С. 132—133.
4 См. в наст. изд. статью «Пушкин — читатель Сен-Жюста».
5 Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост. М. А.
Цявловский. Л„ 1991. С. 283. Предыдущая Следующая
|