Предыдущая Следующая
279
рождения.
Такая концепция органически связана с христианством и составляет одну из основ
художественного мира «Мертвых душ». Это роднит Чичикова с героями Достоевского.
Аналогия между Германном (Наполеон + убийца, разновидность разбойника) и
Раскольниковым (та же комбинация признаков, дающая в итоге образ человека,
вступившего в борьбу с миром богатства и стремящегося этот мир подчинить) уже
обращала на себя внимание. Менее бросается в глаза связь этих образов с
Чичиковым. Достоевский, однако, создавая Раскольникова, бесспорно (может быть,
подсознательно), имел в виду героя «Мертвых душ»1.
Антитеза «денди — разбойник» оказывается весьма существенной для Достоевского.
Иногда она выступает обнаженно (например, в паре: Ставрогин — Федька; вообще,
именно потому, что Ставрогин рисуется как «русский джентльмен», образ его
подключается к традиции персонажей двойного существования, являющихся то в
светском кругу, то в трущобах, среди подонков), иногда в сложно
трансформированном виде2.
Такое распределение образов включено в более широкую традицию: отношение
«джентльмен — разбойник» — одно из организующих для Бальзака (Растиньяк —
Вотрен), Гюго, Диккенса. В конечном счете оно восходит к мифологической фигуре
оборотня, ведущего днем и ночью два противоположных образа жизни, или
мифологических двойников-близнецов. Имея тенденцию то распадаться на два
различных и враждебных друг другу персонажа, то сливаться в единый
противоречивый образ, этот архетип обладает огромной потенциальной смысловой
емкостью, позволяющей в разных культурных контекстах наполнять его различным
содержанием, при одновременном сохранении некоторой смысловой константы.
1979
________________________
1 См Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С. 99—100.
2 Подробнее см: Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
// Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 49—90. Предыдущая Следующая
|