Предыдущая Следующая
248
легендах
утверждение о возвращении «настоящего» царя (чаще всего Петра III, но иногда
Павла или Александра1).
Освободив текст поэмы от всего, что могло бы восприниматься в качестве прямого
намека, Пушкин получил возможность полностью сохранить эсхатологическое
заключение легенды. В этом отношении конец поэмы, несмотря на отвлеченность его
от конкретного русского материала, был высоко актуален, ибо концентрировал
утопическую народную веру в окончательное воцарение справедливости после
реализации последней части мифологической триады.
Третий идейно-сюжетный пласт создавался в определенном отталкивании и от
исходной шекспировской структуры, и от народно-мифологических представлений.
Нам уже приходилось говорить о том, какое значение в идеологической позиции
Пушкина 1830-х гг. имела концепция милости — противопоставление норм
человеческих отношений, основанных на доброте и гуманности,
формально-юридическому, государственно-бюрократическому подходу. Этим
объясняется, иначе решительно непонятное, противопоставление милости и
справедливости, которое мы находим в «Капитанской дочке»: «Противопоставление
милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVII в., ни для
декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина <...>. В основе авторской
позиции лежит стремление к политике, возводящей человечность в государственный
принцип» . На фоне все резче выступавшей в политической жизни Европы 1830-х гг.
губительной формалистики буржуазного общества и разочарования в возможностях
формально-юридической демократии наметилась идеализация монархии (или других
форм личной власти). В противовес политической борьбе буржуазии за формальную
демократию порой возникал утопический идеал общества, упорядоченного социально,
в основе которого лежат подлинные человеческие ценности: братство, любовь,
доброта, вдохновенье, милосердие, — а власть отдана в руки патриархального
монарха, заменяющего государственность, закон и бюрократию лично человеческими
отношениями с подданными. При всей очевидной наивности такого идеала он был
достаточно распространен, в разных своих вариантах захватывая широкую полосу
общественной мысли от утопистов 1830-х гг. до Гоголя. Идеал монарха-человека
(например, в образе Петра) не был чужд Пушкину. Здесь возникала возможность
сближения между идеологией культурных верхов общества и крестьянской массы.
В кругу этих вопросов находится также проблематика третьего смыслового пласта,
организующего определенные композиционные элементы поэмы.
Композиционная структура на этом уровне строится как дважды повторенный эпизод:
преступление — суд — отмененная казнь. В первом случае преступление совершает
Клавдио, судит его Анджело, спасает от казни Дук. Во втором преступник —
Анджело, суд вершат сам Анджело и Дук. Однако параллелизм сюжетных ситуаций
лишь резче оттеняет их содержательное
_______________________
1 См.: Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. Спб., 1873. Т. 4. С. 479—485.
2 См. статью «Идейная структура „Капитанской дочки"». Предыдущая Следующая
|