Предыдущая Следующая
238
дующему:
возлюбленная или сестра приговоренного к смертной казни просит у судьи о его
помиловании; судья обещает исполнить ее просьбу при условии, что она за это
пожертвует ему своей невинностью. Получив желанный дар, судья тем не менее
велит привести приговор в исполнение; по жалобе пострадавшей правитель велит
обидчику жениться на своей жертве, а после свадебного обряда казнит его» (с.
634).
Такое изложение сюжета «снимает» с шекспировской комедии лишь один событийный
пласт — тот, который удобнее будет называть «новеллистическим». Однако в поэмах
Пушкина мы часто сталкиваемся с двуслойной организацией сюжета:
новеллистический пласт накладывается на более глубинный философский. Так
построены, например, «Граф Нулин» и «Медный всадник» (в определенной мере — и
«Полтава»). Оба пласта соотносятся и «просвечивают» друг сквозь друга, создавая
конструкцию большой идейной и художественной емкости. Не было ли в сюжете
шекспировской комедии элементов, которые в сознании Пушкина могли бы
ассоциироваться с глубинным пластом событий? Попробуем пересказать ту сторону
сюжета, которая совершенно выпала в изложении А. А. Смирнова: глава
государства, не в силах справиться с охватившими страну беззакониями, исчезает
(объявляется умершим, ушедшим в монастырь или путешествующим), оставляя вместо
себя сурового наместника. Однако наместник сам оказывается еще худшим
беззаконником. Его строгость не исправляет, а еще более ухудшает дела в
государстве (свидетельством чего и является инкорпорированный в текст
новеллистический эпизод). Подлинный глава государства возвращается, наказывает
виновных и утверждает «хороший» порядок.
При таком пересказе прежде всего бросается в глаза отчетливо мифологическая
основа сюжета.
1. Отмечается порча жизненного порядка.
2. Тот, кто возглавляет этот порядок, в своем настоящем виде бессилен его
исправить: он должен уйти как виновник порчи и вернуться в качестве спасителя
(в мифологической протооснове, конечно, — умереть и воскреснуть, в исторических
легендах и литературных сюжетах нового времени — уйти, считаться умершим и
внезапно вернуться).
3. В промежутке между уходом и возвращением появляется псевдоспаситель, который
сначала принимается за истинного избавителя1. Появление его означает
кульминацию «порчи» времени, а гибель его — начало возрождения.
Связь этого плана сюжета с мифом очевидна .
________________________
1 Ср внешнее подобие Антихриста Христу, создающее для человека постоянную
угрозу спутать их. Так, в «Киево-Печерском патерике» дьявол, являясь святому,
говорит: «Исакые, сей есть Христос, пад поклонися ему», — и святой верит ему
(Абрамович Д. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 186.
Характерно, что старообрядческий законоучитель XVIII в. Феодосии Васильев
называл дьявола «злый вождь агнец неправедный», объясняя со ссылкою на ев
Ипполита: «Во всем хочет льстец уподобиться Сыну Божию. лев Христос, лев
антихрист, явился агнец Христос, явится и антихрист агнец...» Ср . Лотман Ю.
М., Успенский Б А. О семиотическом механизме культуры // Учен. зап. Тартуского
гос. ун-та. 1971. Вып 284. С 154—155. (Труды по знаковым системам Т. 5).
2 См., например: Eliade М Aspects du mythe / Ed. du Gallimard Paris, 1963. P. 54—78.
239
Итак, перед нами — текст с мифологической основой, трансформированный в
историческую легенду о монархе, который сам испортил свою страну, ушел, вверив
дело исправления суровому праведнику, на поверку оказавшемуся ловким лицемером,
а затем вернулся как избавитель.
Ассоциировался ли такой сюжет в начале 1830-х гг. с какими-либо современными
представлениями?
* * *
Смерть Александра I вызвала многочисленные толки и сразу начала обрастать
легендами. А. Булгаков писал брату Константину 27 января 1826 г.: «Не поверишь, что
за вздорные слухи распространяют кумушки и пустословы по городу». В 1826 г. московский дворовый
Федор Федоров составил запись почти четырех десятков слухов: «Московские
повести или новые правдивые и ложные слухи, которые после виднее означатся,
которые правдивые, а которые лживые, а теперь утвердить ни одних не могу, но
решился на досуге описывать для дальнейшего время незабвенного, именно 1825
года с декабря 25-го дня»1.
Целый букет слухов и легенд пересказывается в письме некоего солдата
музыкальной команды Евдокима летом 1826 г. В легендах различаются две
разновидности: 1) государь убит злодеями-господами, хотевшими, по выражению
солдата Евдокима, «установить закон масонской веры и закон республики» и 2)
государь не умирал вовсе — он жив и скрылся. В ряде случаев эти версии
синтезируются и принимают такой вид: государя хотели убить, а он скрылся (убили
подставное лицо) и странствует «в сокрытии», 37-й слух из числа записанных
Федором Федоровым гласил: «Государево тело сам государь станет встречать свое
тело»3.
Во всех этих случаях отчетливо проступают признаки мифологизирующей природы
мышления их создателей: смерть — не конец, а начало сюжета (поскольку действие
переносится на человека, мотив воскресения заменяется ложной смертью и
подменой). Однако именно установление мифологической основы слухов и легенд
позволяет предположить, что мы имеем дело с нарочито неполной их записью (о
причинах неполноты речь пойдет в дальнейшем). Неизбежным компонентом легенд
этого типа в их полном виде должно быть возвращение героя. Это вытекает из
самой сущности легенды о мнимой смерти и ее связи с мифом о смерти (уходе,
исчезновении) и воскресении (возвращении), воцарении в новом блеске.
Неизбежность этого завершающего сюжет элемента вытекает из того, что сама идея
смерти (божества или заменяющего его в позднейших легендах персонажа) обуслов-
________________________
1 Источник этот описан и широко цитируется. См.: Василии Г. Император Александр
I и старец Феодор Кузьмин, 4-е изд. М., 1911. С. 89—91; Кудряшов К. В.
Александр Первый и тайна Федора Кузьмина. Пг., 1923. С. 43—47.
Сборник Федора Федорова анализируется в специальных работах: Сыроечковский Б.
Е. Московские слухи 1825—1826 гг. // Каторга и ссылка. 1934. № 3 (112); Чернов
С. Н. Слухи 1825—1826 гг. (Фольклор и история) // Чернов С. Н. У истоков
русского освободительного движения. Саратов, I960.
2 См.: Кудряшов К. В. Указ. соч. С. 45—46.
3 Василии Г. Указ. соч. С. 90. Предыдущая Следующая
|