226 Гринев —
не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVIII в., с печатью своей
эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатии автора и
читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для
этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не
растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной
человеческой организации, выходящей за пределы его времени. Отсвет пушкинской
мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает и на Гринева. В
этом — глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в
игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как
дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства — как друг Пугачева. Он
не «пришелся» ни к одному лагерю. Швабрин — к обоим: дворянин со всеми
дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству
другого человека, он становится слугой Пугачева. Швабрин морально ниже, чем
рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений,
не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верит.
Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из
одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над
«жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и
уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к
народу. К структуре
диалогического текста в поэмах Пушкина
(Проблема
авторских примечаний к тексту) Проблема
монологической или диалогической структуры повествования связана не только с
лингвистическим изучением типов речи. Монологическое или диалогическое
построение речи в системе естественного языка — наиболее яркий и изученный
случай более общих закономерностей построения текста. Так, например, съемка
кинематографических кадров с точки зрения неподвижной камеры создает текст с
отчетливыми признаками монолога, а параллельный монтаж кадров, снятых с двух
точек зрения, порождает эффект, вполне аналогичный диалогической структуре
речи. |
До встречи!