Предыдущая Следующая
________________________
1 Благой Д .Д Мастерство Пушкина С 264
224
восстания, отказывается видеть в его руководителях «злодеев». Но он не видит
пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому
обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого
возникали в его сознании.
Вопрос об отношении Пушкина к социально-утопическим учениям Запада 1820—1830-х
гг. и его роли в развитии русского утопизма1 — не только не изучен, но и не
поставлен. Между тем вне этой проблематики многое в творчестве позднего Пушкина
не может быть понято или получает неправильное истолкование. Настоящий очерк не
ставит и не может ставить перед собой задачи изучения этих сторон творчества
Пушкина, однако не учитывать их невозможно.
Утопические идеи 1820—1830-х гг. при всем своем разнообразии имели некоторые
общие черты: критику капитализма как экономической системы, буржуазной
демократии как политической системы, разочарование в политической борьбе,
которую приравнивают к буржуазному политиканству, разочарование в
насильственной революции как приводящей к буржуазным порядкам. Разочарование в
парламентских формах политической жизни в сочетании с отсутствием ясного
представления об исторических путях, которые могут привести к грядущему
справедливому обществу, породило у определенной части утопистов преувеличенные
надежды на правительство, особенно на личную власть, якобы способную
возвыситься над современным ему обществом. В этом отношении, например,
показательна сложная диалектика отношения Белинского к правительству в конце
1830-х гг.
Весьма любопытно отношение к этому вопросу Пушкина — автора «Капитанской
дочки».
В период «Полтавы» поэт, перед которым раскрылась закономерность как основная
черта истории человечества, склонен был считать великим лишь того исторического
деятеля, который победил в себе все случайное, индивидуальное, человеческое,
слив свое «я» без остатка с прогрессивным историческим развитием. Но уже с
«Героя», с его требованием оставить «герою сердце», все более выдвигается
вперед представление о том, что прогрессивность исторического деятеля
измеряется степенью его человечности. У этого вопроса был и другой аспект.
Начало 1830-х гг. — время роста антисамодержавных настроений Пушкина. В «Моей
родословной» и «Дубровском» правительство, опирающееся на псевдоаристократию и
чиновников, — основной враг Царь — воплощенное государство, вершина его
аппарата. Во второй половине 1830-х гг. для Пушкина характерны утопические
попытки отделить личность царя от государственного аппарата. Отделив его — живого
человека — от бездушной бюрократической машины, он надеялся, сам ощущая
утопичность своих надежд (в 1834
г. он писал в дневнике о безнравственности политических
привычек Николая I: «...что ни говори, мудрено быть самодержавным» — XII, 329),
на помощь человека, стоящего во главе государства, в деле преобразования
общества на человеческой основе, создания общества, превращающего человечность
и доброту из личного
______________________
1 «Утопизм» понимается здесь как широкое понятие. См.. Лотман Ю М Истоки
«толстовского направления» в русской литературе 1830-х годов // Лотман Ю М.
Избр. статьи В Ч т Таллинн, 1993 Т 3. Предыдущая Следующая
|