Предыдущая Следующая
Стихотворение
лишено того плоского автобиографизма, который порой ищут в лирике: оно
воспроизводит не реальные обстоятельства пушкинской биографии, а черты его психологии. Борьба — Свобода — Любовь
сплетаются для него в нерасторжимое целое: бой — удел мужа, только веселое
мужество «верного воина свободы» делает его достойным женской любви. Пушкин
любил бой. К нему можно применить слова Гоголя: «Нечто пиршественное виделось
ему в сражении». Политическая конспирация декабристов и порыв, бросивший его в
кучу сражающихся во время Эрзрумского похода (верхом, во фраке и цилиндре!),
пыл журнальной полемики, азарт карточной игры,
181
хладнокровная
смелость у барьера на поле чести — все имело общий психологический корень:
«Есть упоение в бою...».
Но бой подразумевает противника, противника живого, имеющего лицо, а не
безликую и анонимную серую силу. Между тем именно безликость и анонимность были
основными чертами николаевского общества. Пушкин чувствовал себя под постоянным
надзором: письма, даже семейные, интимные, — читались. При самых дружеских
разговорах его не покидало чувство оскорбительного присутствия чужих ушей.
Пушкин даже выработал особую методику — для наиболее сокровенных дружеских
разговоров он выбирал время мытья в отдельном номере московских бань. Так,
именно в бане он впервые встретился с Вяземским после Михайловской ссылки (они
не виделись с 1819 по 1826 г.:
смерть Александра I, 14 декабря 1825
г., свидание Пушкина с новым царем, участь декабристов —
им было о чем поговорить без свидетелей). Позже в бане же Пушкин «отводил
душу», беседуя с Нащокиным, простодушная жена которого рассказывала: «Они, как
объясняли потом, лежа там, предавались самой задушевной беседе, в полной
уверенности, что уж там их никто не подслушает»1.
Надзор этот был мучителен, но он не имел лица — нельзя же было по этому поводу
объясняться с Бенкендорфом, заверявшим Пушкина в официальном корректном письме,
что никто никогда не думал учреждать за ним никакого надзора. Анонимны были
придирки цензуры — в них нельзя было винить цензоров, которые если и были в
чем-либо виноваты, то только в трусости; безлика и неуловима была светская
сплетня, анонимны неподписанные пасквили, которые Пушкин получал по почте; в
темноте делали свое дело скрывавшие имена доносчики и шептуны. Враг был, но он
был безлик и не выставлял «поединщика».
Наконец враг показал лицо. Это был недалекий и расчетливый кавалергард,
прекрасно усвоивший науку жизни в том измельчавшем мире, который создала
европейская аристократия эпохи реставрации, в мире, в котором оригинальность
считалась болезнью, а талант преследовался как преступление. Он был нагл и
самоуверен. Он думал, что его ждет забавное приключение — ему предстояла
встреча с разгневанным львом. Но не только наглое вторжение нахального
красавца-кавалергарда в святыню Дома вызвало гнев Пушкина. Соллогуб был прав,
когда утверждал, что «он в лице Дантеса искал <...> расправы со всем
светским обществом»..
Друзья с ужасом, враги со злорадством наблюдали, как Пушкин все сильнее
оказывался запутанным в сети интриг и сплетен, как его имя все прочнее
соединялось с порочащими слухами, как грязь пересудов заливала его дом. Даже
старый друг Вяземский сказал за несколько дней до дуэли, что он «закрывает свое
лицо и отвращает его от дома Пушкиных». Пушкин разом разорвал все путы. Миг
дуэли был его торжеством: он показал, что с ним «шутить накладно», что только
жизнь и смерть по ценности соизмеримы со святыней его семейного очага. Вместо
легкого водевиля, в котором соби-
______________________
1 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 204.
2 Там же. С. 302 Предыдущая Следующая
|