Предыдущая Следующая
137
настоящие имена своих избавителей. Прошедшее для нас не сущ<ествует>.
Жалкой народ!» (VIII, 53). Эти горькие слова Пушкин вложил в уста героя
неаристократического происхождения, что должно подчеркнуть, что речь идет не о
сословных привилегиях, а о культурном наследии народа.
Уважение к прошлому тесно связано с самосознанием отдельной человеческой
личности, ощущающей свою принадлежность целому — единству национальной жизни.
Уважение к себе воспитывает свободолюбие. Поэтому Пушкин считал русское
дворянство (не как замкнутую касту, а как культурную силу) могучим источником
общественного прогресса и даже резервом революционного движения.
У пушкинского отношения к истории была еще одна существенная черта: история
воспринималась им не как абстракция, не в качестве отвлеченной идеи, а как
живая связь живых людей, нить от деда к отцу, а затем к сыну и его потомкам —
связь людей, живущих в одних и тех же родных местах, вырастающих и умирающих в
одном доме и находящих последнее успокоение на одном и том же кладбище. К 1830 г. относится одно из
самых глубоких (хотя так и оставшееся недоработанным) стихотворений Пушкина.
Здесь связываются воедино два чувства — любовь к родному дому и любовь к месту,
где покоятся предки:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была <б> без них мертва,
Как......... пустыня
И как алтарь без божества (III, 242).
В ранних вариантах стихотворения эти чувства расшифрованы как связь гордости
предками, любви к ушедшим поколениям («...к мертвым прадедам любовь») и чувства
собственного достоинства:
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
Залог величия его (III, 849).
История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена
или царская милость, а «самостоянье человека» превращает его в историческую
личность. Чувство собственного достоинства, душевное богатство, связь с
исторической жизнью народа делают его Человеком, достойным войти в Историю.
Поэтому Дом, родное гнездо получает для Пушкина особенно глубокий смысл. Это
святилище человеческого достоинства и звено в цепи исторической жизни. Это
крепость и опора в борьбе с булгариными, это то, что недоступно (как думает
Пушкин) ни царю, ни Бенкендорфу, — место, где человек встречается с любовью,
трудом и историей.
В 1829 г.
Пушкин работал над стихотворением — гимном родному Дому (то, что это перевод
«Гимна Пенатам» английского поэта Саути, не отменяет Предыдущая Следующая
|