Предыдущая Следующая
97
стороннего
анализа. Это шаг к тому, чтобы из авторской позиции превратиться в тему его
произведений. Воплощение в жизни становится шагом к изображению в литературе. В
этом отношении «южный период» был для Пушкина большой школой.
Романтическое поведение требовало вести себя в жизни в соответствии с
определенным литературным образцом, который становился маской, двойником
данного человека. Все обыденное, простое, внелитературное из реальной жизни
старательно удалялось, затушевывалось, если невозможно было удалить — его
старались не замечать, о нем было «неприлично» говорить. Только то, что
находило место в книге, достойно было существовать в жизни.
Такая литературная маска становилась постоянным спутником человека, его второй
личностью. С ее помощью романтик понимал сам себя и придавал себе общественное
лицо, предлагая другим толковать его характер в соответствии с этой маской. Не
только пушкинская Татьяна «воображалась героиней / Своих возлюбленных творцов»
— так поступали и многие молодые люди 1820-х гг. Приведем пример. В 1828 г. барышня А. А.
Оленина, которой еще не исполнилось двадцати лет, освободилась от детского
увлечения А. Я. Лобановым - Ростовским (он был вдовец, на двадцать лет старше
ее, увлечение носило книжно-романтический и совершенно платонический характер).
Анализируя свои переживания, она сделала в дневнике следующую запись: «20 июня
Приютино
Как много ты в немного дней
Прожить, прочувствовать успела!
В мятежном пламени страстей
Как страшно ты перегорела
Раба томительной мечты, В тоске душевой пустоты
Чего еще душою хочешь?
Как покаянье, плачешь ты
И, как безумие, хохочешь.
Вот настоящее положение сердца моего в конце прошедшей бурной зимы»1.
________________________
1 А С Пушкин в воспоминаниях современников Т 1 С 266
Характерно в этом отношении объяснение в любви С М Салтыковой (в будущем жены
Дельвига) и декабриста Петра Каховского для того чтобы выразить свои чувства и
найти для этих чувств слова, им надо поставить себя на место литературных
героев романтических поэм и процитировать известные поэтические тексты
Признание выглядит так «Он говорил мне в тот день множество стихов, я помогала
ему, когда он что-либо забывал; произнеся
Непостижимой, чудной силой
Я вся к тебе привлечена —
я едва не сделала величайшего неблагоразумия; если бы я не вышла из
рассеянности и сказала бы то, что думала в тот момент, я погибла бы, — вот что
это было.
Люблю тебя, Каховский милый, Душа тобой упоена
К счастью, я выговорила „пленник" он тотчас ответил с сияющим видом и
радостным голосом.
98
Стихи, которые цитирует Оленина, принадлежат Баратынскому и посвящены известной
откровенными и скандальными любовными связями красавице А. Ф. Закревской.
Закревская, предмет любовных увлечений Пушкина, Баратынского, Вяземского,
женщина, приближавшаяся в эти годы к тридцатилетнему возрасту, в поэзии конца
1820-х гг. была как бы эталоном бурной романтической героини. Пушкин в стихах
называл ее «беззаконной кометой» и использовал в качестве прототипа для ряда
романтических женских образов. Конечно, никакого психологического сходства ни с
Закревской, ни с образом, нарисованным в стихотворении Баратынского, у реальной
Олениной с ее полудетскими мечтательными увлечениями не было. Это ни в малой
мере не мешало Олениной отождествлять себя с такой литературной маской и пре
серьезно пытаться играть роль «роковой женщины».
Романтическое поведение подразумевало срастание человека и его литературной
маски — менять ее не полагалось. Поэт должен был всегда и везде быть поэтом,
разочарованный — разочарованным, энтузиаст — постоянно демонстрировать пламень
души, а мечтательница — погружаться в унылые размышления.
В этом отношении уже на юге, как мы видели, романтическое поведение Пушкина
отличалось своеобразием: оно подразумевало не ориентацию на какой-либо один тип
поведения, а целый набор возможных «масок», которые поэт варьировал, меняя типы
поведения. В Одессе, когда смена стилей поведения и как бы «перемена лица» в
обществе Раевского превратилась в своеобразную игру, сама природа
романтического поведения стала осознанным фактом. Это повлекло два рода
последствий. С одной стороны, поэт получил возможность взглянуть на
романтическую психологию извне, как на снятую маску, что
закладывало основы взгляда со стороны на романтический характер и объективного
его осмысления. С другой, именно в бытовом поведении оформилась «игра стилями»,
отказ от романтического эгоцентризма и психологическая возможность учета чужой
точки зрения.
Оба эти принципа стали ведущими для реалистического творчества Пушкина второй
половины 1820-х гг. и с наибольшей полнотой проявились в «Евгении Онегине».
Основные причины оформления этих принципов творчества крылись в широких
процессах культурного движения, в логике развития художественной мысли поэта,
но и опыт формирования своей человеческой личности также играл большую роль.
________________________
Надежда, ты моя богиня, Надежда, луч души моей»
А вот расставание. «Он не выпускал моей руки, которую держал крепко. Я могла бы
тогда применить к себе самой те стихи, которые я слышала от него так часто.
Бледна, как тень, она дрожала, В руке любовника лежала
Ее холодная рука...»
(Модзалевский Б Л Роман декабриста Каховского, казненного 13 июня 1826 г. // Труды Пушкинского
дома при АН СССР Л. 1926
99
Выработка «игры стилями» в жизни и игры стилистическими контрастами в поэзии
имела общий психологический корень и общую цель — путь к простоте.
И здесь, как и на всех других этапах, ведущим в формировании Пушкина-человека
было размышление над тем, что же такое поэт. Пушкин всегда строил свою личную
жизнь именно как личность поэта. И если романтизм отвечал на этот вопрос
утверждением, что поэт — это «странный человек» (любимое выражение Лермонтова),
человек, ничем не похожий на других людей, то центральным убеждением в этом
вопросе для Пушкина Михайловского периода сделалась вера в то, что поэт — это
«просто человек».
Понятие поэтического отождествляется теперь с обычным, каждодневным, а
исключительное начинает казаться натянутым и театральным, лишенным истины и
поэзии. Пушкин учится смотреть на мир глазами другого человека, менять точку
зрения на окружающее и самому, меняясь, включаться в разнообразные жизненные
ситуации. Это образует бытовое самоощущение, аналогичное художественному миру
реализма.
Такой взгляд на жизнь позволял находить поэзию и источники красоты, истину и
мудрость там, где романтик увидал бы лишь рутину, заурядность, прозу и
пошлость. Черты ссылки порой отступали для Пушкина на задний план, и тогда в
окружающем его мире деревенской жизни и в северном пейзаже выступал облик
родного Дома. Мир этот овеевался поэзией интимности и, хотя реальное детство
поэта никак с Михайловским связано не было, заменял пропавшее детство и
отсутствовавшие детские воспоминания. Жизнь в Михайловском была скромной, даже
скудной. Пушкин поселился не в парадных комнатах дома (да и помещичий дом в
Михайловском был мал и неказист, «парадными» расположенные по фасаду комнаты
могли называться лишь условно), которые оставались после отъезда всей семьи
запертыми и зимой не отапливались. И. И. Пущин вспоминал: «Комната Александра
была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав
колокольчик. В этой небольшой комнате (на известной картине Н. Н. Ге «Пущин у
Пушкина в Михайловском» комната значительно обширнее, чем в натуре. — ЮЛ)
помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. и проч.
Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду
валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал
оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из
коридора; против его двери — дверь в комнату няни...»1
Расположенные в этой части барского дома комнаты обычно предназначались детям и
слугам (здесь же, в частности, помещалась девичья) — взрослые господа занимали
основные, выходившие окнами на фасад. Видимо, в этой комнате Пушкина поместили,
когда он приехал с юга, а дом был занят родителями. Но то, что он и после их
отъезда не переехал в парадные покои и ютился в детской (даже залой со стоявшим
там бильярдом он, по свиде-
________________________
1 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников Т 1 С 106 Предыдущая Следующая
|