Предыдущая Следующая
Везувий
зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый [страхом],
Под каменным дождем, [под воспаленным прахом],
Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332).
Сопоставление
текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали
из правого верхнего угла в левый нижний. Это соответствует основной
композиционной оси картины. Исследователь диагональных композиций, художник и
теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины, построенной
композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое
демонстрационное шествие». И далее: «Зритель картины в данном случае занимает
место как бы среди толпы, изображенной на полотне»1.
Наблюдение Н. Тарабукина исключительно точно, и опрос информантов полностью
подтвердил, что внимание зрителей картины, как правило, сосредоточивается
именно на толпе. В этом отношении характерно мнение дворцового коменданта П. П.
Мартынова, который, по словам современника, наблюдая эту картину, сказал: «Для
меня лучше всего старик Помпеи, которого несут дети»2. Мартынов был, по словам
Пушкина, «дурак» и «скотина» (XII, 336), а его высказывание приводится как
анекдотический пример невежества в римской истории. Однако для нас оно, в данном
случае, — мнение наивного, неискушенного зрителя, внимание которого приковали
крупные фигуры на переднем плане.
На диагональной оси картины расположены два световых пятна: одно в верхнем
правом углу, другое — в центре, смещенное в нижний левый угол: извержение
Везувия и озаренная его светом группа людей. Именно эти два центра, как
показывают эксперименты по пересказу содержания картины, и запоминаются
зрителями.
_____________________
1 Тарабукин Н. Смысловое значение диагональной композиции в живописи // Учен.
зап. Тартуского гос. ун-та. 1973. Вып. 308. С. 474, 476. (Труды по знаковым
системам. Т. 6).
2 Русский архив. 1905. № 10. С. 256. Предыдущая Следующая
|